RSS

100-летний юбилей Ивана Кожедуба

13:26 08.06.2020


8 июня исполняется 100 лет выдающемуся советскому лётчику истребительной авиации, трижды Герою Советского Союза, мастеру наступательного поединка Ивану Кожедубу.
Иван Никитович Кожедуб родился в 1920 году в селе Ображеевка, ныне Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и химико-технологический техникум. В 1939 году в аэроклубе освоил У-2. В 1940 вступил в ряды Красной Армии. Осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. Кожедуб много летал, экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство.
«Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолёта. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость», — вспоминал Иван Никитович.
В начале войны, в 1941 году, сержант Кожедуб вместе с училищем отправляется в эвакуацию в Среднюю Азию, где ещё более настойчиво занимается «истребительным» самообразованием. Всё силы и внимание Ивана Никитовича подчинено одной цели — стать достойным воздушным бойцом.
Поздней осенью 1942 года, после многочисленных просьб и рапортов, старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора лётно-технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк. В феврале 1943 года полк был переброшен для ведения военных действий на Юго-Западное направление.
26 марта 1943 года Кожедуб впервые вылетел на боевое задание. А 6 июля 1943 года, над Курской дугой, в своём 40-м боевом вылете 23-летний пилот открывает боевой счёт. В том поединке на его вооружении было, пожалуй, лишь одно — отвага. Ивана могли подбит, он мог погибнуть. Но, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу — сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он сбивает "Лаптёжника". 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу два истребителя Ме-109. Так зарождалась слава выдающегося советского лётчика, к нему приходил опыт.
За время боевых действий отношение Кожедуба к боевой машине приобрело черты религии. «Мотор работает чётко. Самолёт послушен каждому моему движению. Я не один — со мной боевой друг» — в этих строках отношение аса к самолёту. Это не поэтическое преувеличение или метафора. Подходя к машине перед вылетом, он всегда находил для неё несколько ласковых слов, в полёте разговаривал как с товарищем, выполняющим важную часть работы. Ведь, помимо лётной, трудно найти профессию, где судьба человека настолько зависела от поведения машины.
Кстати, эта добрая традиция до сих пор сохранилась практически у всех пилотов. Существует она и в Московском авиацентре – с вертолетом перед вылетом здороваются и ласково общаются и пилоты, и техники.
В течение Великой Отечественной войны летчик выполнил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 63 вражеских самолёта. Автоматизм его движений в бою был отработан до предела. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта. При этом сам Кожедуб ни разу не был сбит, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу 18 августа 1945 года гвардии майор Иван Кожедуб становится трижды Героем Советского Союза.
После войны Иван Никитович продолжил службу в 176-м гвардейском истребительном авиационном полку. В 1949 году он заканчивает Военно-Воздушную академию, получает назначение на должность заместителя, а затем и командира 326-й истребительно авиационной дивизии в Кубинке. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток. Там прославленному советскому лётчику довелось принять участие в Корейской войне.
С марта 1951 по февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолёта и десятерых лётчиков.
Строгий приказ командования запретил комдиву вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в этот период не одержал. Хотя, по воспоминаниям некоторых пилотов, участников тех давних событий, несколько раз Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух.
Безупречный воздушный боец, лётчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, в 1978 году Кожедуб переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание маршала авиации.
Иван Никитович Кожедуб ушёл из жизни 8 августа 1991 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати