RSS

Первый пилот санитарной авиации МАЦ рассказывает о своей профессии

10:13 10.09.2019


Заместитель командира по организации летной работы ГКУ «МАЦ» Олег Катальшев рассказал о своей непростой дороге в санитарную авиацию столицы.

Олег Юрьевич Катальшев – пилот с большим стажем, участник боевых действий Афганской войны, офицер запаса Вооруженных сил РФ. Общий налёт пилота составляет более 6 тысяч часов. За авиационную карьеру освоил пять типов вертолётов: Ми-2, Ми-8, Ка-27, Ка-32, BK117C-2, Вell-429. Имеет государственную награду – орден Красной Звезды.
Олег Юрьевич – один из первых пилотов Московского авиационного центра, кто освоил вертолет ВК117С-2 и начал на нем выполнять работы по медицинской эвакуации. За период инструкторской работы в учреждении переучил и подготовил для полетов на ВК117С-2 18 пилотов второй авиационной эскадрильи и трех пилотов-инструкторов, включая командира летного отряда ГКУ «МАЦ».
Олег Юрьевич, как и многие будущие летчики, вырос в военном гарнизоне, слушая захватывающие рассказы отца-вертолетчика о романтической профессии воздухоплавателя. Причем уже с детства он решил, что летать на самолете не так интересно, как на вертолете. Ведь отец всегда говорил, «на вертолетах интереснее – ты и летишь ниже, и видишь больше…».
«К 17 годам я решил, что пойду в летное училище. Правда в первый год не поступил. Пошел работать на производство в организацию по ремонту электрических счетчиков. Эта работа стала для меня хорошей школой. Именно тогда я понял, что без высшего образования, без стремления к своей мечте интересной работы не видать. Поэтому, когда я через год подал документы в Сызранское летное училище, это был уже более осознанный и обдуманный шаг».
В 1984 году Олег Катальшев окончил вертолетное училище с отличием. Молодой лейтенант выбрал знаменитый в то время отдельный гвардейский вертолетный полк в Киевском военном округе.
«В училище я освоил многоцелевой вертолет Ми-8. Задачи на нем были разные: транспортные полеты, разведка, минирование с воздуха, бомбометание, стрельба неуправляемыми ракетам, полеты строем в составе эскадрильи. Наш полк постоянно участвовал в различных крупномасштабных учениях. Не обошлось и без участия в боевых действиях в Афганистане».
Олег Катальшев прибыл в республику в самое горячее время, в 1985 году. Год и два месяца летчик участвовал в различных операциях и боевых действиях. За участие в одной из сложнейших операций пилот вместе с другими боевыми товарищами получил орден Красной Звезды.
«У нас было очень много операций, которые, в основном заключались в том, что мы высаживали десант в зону укрепления «душманов», каждый раз, рискуя жизнью, - вспоминает Олег Юрьевич. – Эти полёты, как правило, проходили под обстрелом. За год из нашего полка погибли 13 летчиков. Война была серьезная. Выдержать то время, мне, думаю, помогла молодость – на тот момент мне было 24 года. Плюс между боевыми заданиями я регулярно занимался спортом, художественной самодеятельностью – играл в ансамбле. Но война бесследно не проходит. Потому о ней я вспоминать не люблю».
После тяжелой командировки в Афганистан Олег вернулся в свой родной полк. Став командиром звена, Олег Юрьевич решил продолжить учебу и подал документы в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Но в стране случился всем известный путч, который в 90-е разрушил мечты и изменил жизненный путь многих людей.
«Я вынужден был забрать документы, вернулся обратно в полк. А через год меня отправили в Закавказье, в Телави. После службы там я вернулся и принял решение уволиться из Вооруженных сил».
Уволившись из армии, Олег Катальшев нашел себя на «гражданке». Однако сильно тосковал по небу. Так стремление вернуться к любимой работе и привело Олега Катальшева в Московский авиационный центр. ГКУ «МАЦ» тогда остро нуждался в кадрах, хороших летчиков было мало, каждый на вес золота. Бывший военный вертолетчик решил, что судьба дает ему единственный шанс, за который обязательно нужно схватиться.
«На тот момент в Московский авиацентр нас сразу пришло четверо, и все мои однокашники. Стояла задача как можно быстрее пройти подготовку, чтобы нас поставили на дежурство. Мы переучились на вертолеты Ка-32А и стали пилотами гражданской авиации. Чуть позже в ГКУ «МАЦ» поступили новые вертолеты ВК117С-2, и я был одним из первых, кто на них переучился».
Олег Юрьевич в 2009 году первым заступил на дежурство по эвакуации пострадавших с мест ДТП и других ЧС. С того года началась история санитарной авиации Москвы в том виде, в каком она есть сейчас.
«Первые вылеты по спасению людей были крайне сложными. ТиНАО не было тогда, поэтому все полеты проходили исключительно в плотной городской застройке. Провода, растяжки, садишься, где только возможно, и людей забираешь. При том, что винты вращаются, зеваки лезут под вертолет, это было так динамично, горячая пора».
К 2010 году на санитарные вертолеты ВК117С-2 переучили еще восемь человек. Олег Катальшев стал пилотом-инструктором и начал передавать им свой опыт полетов в черте города. В том же году Олег участвовал в эвакуации пострадавших после террористического акта в метро, выполнив сложную посадку в центральном районе столицы:
«Садился возле Крымского моста, везде провода, много людей. Доктора наши сразу побежали, занесли пострадавшего в вертолет, и мы быстро улетели в больницу. Все происходило так стремительно, мы даже не выключались» - рассказывает он.
Были ещё нестандартные случаи и ЧС. В 2015 году, возвращаясь с дежурства на вертолете, Олег Катальшев обнаружил на Москва-реке огромный столб дыма. Первое, что пришло в голову – взрыв на нефтеналивном судне.
«Я доложил оперативному дежурному, оказалось наш экипаж первым обнаружил ЧС. Мы выполнили посадку, врачи выскочили из вертолета и побежали оказывать помощь на месте, а одного мужчину мы эвакуировали в больницу. Выяснилось, что прорвало трубу в районе Московского нефтеперерабатывающего завода, возник сильный пожар».
Основной рост санитарной авиации в ГКУ «МАЦ», по словам Олега Юрьевича, начался примерно с 2014 года. Директором учреждения было принято решение ежегодно готовить пилотов ВК117С-2. Поэтому инструкторская деятельность у Олега Катальшева стала более активной. Плюс ко всему, получив должность заместителя директора по организации летной работы в ГКУ «МАЦ», Олег Юрьевич лично участвовал в разработке регламентирующих документов по авиационной деятельности в столице.
«Сейчас все вылеты санавиавиции регламентированы и отрегулированы, все работает, как часы. Чаще всего садимся на уже подготовленные площадки, где тебе передают пациента. Риски сведены к минимуму, потому что в ГКУ «МАЦ» существуют четкие и жесткие правила, соответствующие ФАП. Контроль выполнения этих правил – моя зона ответственности. Я отвечаю за подготовку и допуск пилотов к полетам. Плюс работа по обучению новых пилотов».
Сейчас Олег Катальшев продолжает дежурить, совмещая полеты по санитарной эвакуации с инструкторскими задачами, а их в Московском авиацентре много, особенно после 2018 года, когда впервые в Москве учреждением было организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов. До сих пор ведется работа по обучению пилотов ночным полетам.
«Для того, чтобы подготовить к самостоятельным дежурствам пилотов, уходит год. Это днем. А если взять с ночью, то два года».
Кстати, Олегу Катальшеву впервые пришлось столкнуться с ночной эвакуацией пострадавших в 2017 году, когда произошел сильный пожар в ТРЦ «РИО». Два дежурных санитарных вертолета вылетели по вызову, но потребовались дополнительные силы. День клонился к вечеру, быстро темнело. Возникла необходимость в резервном ВК117С-2 и в самых опытных летчиках. Тогда директор ГКУ «МАЦ» и поставил задачу Олегу Катальшеву и Вячеславу Ивлиеву, командиру летного отряда, на срочный вылет.
«В то время мы имели разрешение совершать посадки в темное время суток на площадки с самостоятельным подбором, - вспоминает Олег Юрьевич. – Потому меня и вызвали на то ЧС, и мы прилетели. Пострадавших доставляли в «Склиф» уже по темноте. Все прошло благополучно. Задачу, как всегда выполнили!».
Человек с такими требованиями к себе, в общем-то никогда не может подвести кого-то в работе. Да и новичкам Олег Юрьевич расслабляться не дает – добивается блестящего управления техникой, четкого выполнения поставленных задач и, самое главное, самостоятельного принятия адекватных решений.
«У нас пилот должен уметь принимать правильные адекватные решения в любой момент времени, в нестандартной ситуации. Это гораздо сложнее, чем научиться управлять вертолетом. В нашей работе по оказанию экстренной медицинской помощи необходимо быстро реагировать и быстро действовать. Добиваемся результата только через практику и тренировки».
Несмотря на бесконечную любовь к полетам и высокую отдачу работе, Олег Юрьевич считает, что, если судьба не ведет тебя в авиацию, не нужно поступать вопреки.
«Спустя годы, я стал очень хорошо понимать своего отца, который не навязывал мне профессию летчика. И своим детям я даю возможность выбора. Ведь взять того же пилота. Это очень интересно, конечно, но и опасно. Ведь никогда не знаешь, что тебя ждет впереди и чем все закончится. С судьбой не надо играть. Я и нашим пилотам, которые уходят с летной работы по состоянию здоровья, всегда говорю – не надо расстраиваться. Ты жив, здоров, отлетал много лет – и слава Богу!».

Фото: Пресс-служба Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати